ВАЖНО ЗНАТЬ! Центральный пост. Атомная Подводная Эпопея. Cеверный Флот. Tихоокеанский Флот. История. Гарнизон. ХХ Век. Лодки вероятного противника. Доктор Палыч. Галерея. Литература. Пеленг. Модели ПЛ. Анекдоты. Видео. Дизель. Песни подплава. Поиск cослуживцев. Бортовой журнал. Коллеги. Ссылки. Мы о Вас помним. "Морское Братство". "Содружество ветеранов-подводников Гаджиево". Рекомендуем. Форум. Cловарь терминов и обозначений. Cтапель. Н. Курьянчик. Игры он-лайн.

Л.Жильцов.

Завершающего выхода в море в декабре 1958г. все ждали не только потому, что с ним заканчивалась программа ходовых испытаний. Нам предстояло провести погружение на предельную глубину. Мы спешили: стоило ударить небольшому морозцу - и прощай, чистая вода! По скованному льдом Белому морю особо не поплаваешь. Правда, в неминуемое наступление зимы верилось ч трудом - погода стояла чудесная, как в бабье лето.
Спасатели, которыми командовал инженер-контр-адмирал Н.П.Чикер, тщательно проверили лодку и дали добро на выход в море. На нее навесили всю необходимую для первого глубоководного погружения оснастку: обмотали лодку специальными стальными полосами и поставили мощные буи. Это на случай, если ее разорвет на глубине - тогда лодку можно будет поднять.
Как на грех, в ночь накануне выхода ударил мороз, да еще такой, который ни одна метеостанция не могла предсказать: минус 26гр. Но самая большая неприятность была не в этом - накануне (скорая помощь) увезла нашего командира с острым приступом аппендицита. Ему предстояла срочная операция.
Между тем каждый день промедления грозил ухудшением ледовой обстановки. Отложить выход значило отбросить эксплуатацию корабля еще на полгода - до следующей весны. Ни один командир строившихся лодок в нашей серии - Салов,Шумаков и Марин - еще не имел допуска к самосоятельному управлению, они плавали на нашей лодке как стажеры. Оставалась моя кандидатура, поскольку лодку я знал и мне уже приходилось заменять командира. Поехали консультироваться по этому вопросу к Осипенко в больницу. Он безоговорочно рекомендовал выпустить лодку в море под моим командованием. Командир соединения А.И.Сорокин доложил на флот, оттуда - в Москву. Окочательно вопрос решил главком ВМФ, согласовав его с Министерством судостроения.
Мне позвонил председатель правительственной комиссии вице-адмирал В.Н.Иванов: - Ну как, Лев, готов?
Все волнения последних дней - пустят, не пустят? - как рукой сняло.
- Прямо сейчас - нет, товарищ вице-адмирал. А к пяти ноль-ноль завтрашнего утра будем! В пять утра комдив Сорокин доставил правительственную комиссию на стенд размагничивания, откуда мы должны были начинать движение. Мороз так сковал и устройства лодки, и бухту, что ни один буксир не смог завести кормовой конец. Принимаю решение выходить за одним буксиром своим ходом.
Сейчас, поработав несколько лет в госприемке, понимаю, что можно было не брать на себя такую ответственность. Достаточно направить правительству просьбу разрешить подписание приемного акта с тем, чтобы устранить (отдельные недостатки) в процессе опытной эксплуатации. Но мы спешили ввести лодку в строй, так как знали: появление советских атомных подлодок радикально изменит соотношение сил между противостоящими воеными блоками.
Погружение на предельную глубину считаетсч самым опасным моментом испытаний. Нам предстояло погрузиться на глубину, которой до нас не достигала ни онда подводная лодка - 300м, как это предусматривалось спецификацией. Рабочая глубина, на которую рекомендовалось погружаться в плавании, составляет четыре пятых предельной, то есть 240м. Остающиеся 60м - это так называемый командирский запас. Существует еще и технический запас глубины, сверх которого уже возможен разрыв металла, - 420м. Сложность состояла еще и в том, что глубина выбранной впадины была всего 328м, то есть при дифференте на корму ничего не стоило, всплывая, чиркнуть кормой о грунт.
Кроме погружения на предельную глубину нам следовало провести автономное плавание под водой полным ходом в течение двух суток без всплытия и вентиляции отсеков в атмосферу. И это при наших постоянно текущих "бочках"(так мы называли между собой парогенераторы)! К назначенному времени мы пришли в район погружения, где нас уже ждали силы обеспечения. В декабре день на Севере такой короткий, что ловить его нужно, как жар-птицу. А тут - на тебе! - начало штормить. В довершение всего началась свистопляска с буем. Его полагается привязать на тросе к лодке, чтобы он обозначал для надводных сил обеспечения сил обеспечения точное местонахождение лодки под водой. В нашем случае это было особенно необходимо, поскольку погружение на такую глубину проводилось впервые, а в запасе у нас была ГЭУ лишь одного борта. Так что при отказе единственного работающего реактора мы могли рассчитывать только на дизель-генераторы и аккумуляторную батарею.
Аварийно-спасательные средства приспособлены к возможностям тихоходных дизельных лодок. Нашей же, для того чтобы нырнуть при волне три-четыре балла, нужно дать ход как минимум 8-10 узлов. Только мы разгоняемся, буй отрывается. Значит, его нужно достать, перемотать, закрепить и снова выпустить, как того требуют инструкции аварийно-спасательной службы. Привязываем его снова, опять волна отрывает! Еще раз - то же самое! А день-то идет к концу, мы же должны погрузиться и всплыть засветло.
В очередной раз разгоняемся, и опять та же картина! Тогда принимаю решение погружаться без буя. Даю команду сигнальщику: приготовиться, и лишь перед самым погружением сообщить об этом Чикеру по семафору. Прикидываю, что пока ему доложат, мы нырнем как минимум на двести метров.
И вот все готово, не убран лишь прожектор. Даю команду сигнальщику:
- Передать на спасательный корабль:(Погружаюсь без буя. Командир).
И тут передо мною вырастает млгучая фигура вице-адмирала Иванова - он как председатель комиссии был на борту.
- Отставить! Ты соображаешь, что делаешь? Да он тебя за такую выходку немедленно снимет! Ставь мою подпись, мне терять нечего!
И семафор пошел:(Погружаюсь без буя. Замглавкома.) Тут же даю команду:
(Всем вниз!Срочно погружение).
Не успели на спасательных судах опомниться, как лодки не стало. Первую депешу мы дали уже с глубины 200м. Тут-то и поступило тревожное сообщение:горят сальники! Чтобы избежать проникания воды в лодку через зазоры линий валов, заводские корабелы затянули сальники потуже, а на 200м их еще обжало. Валы винтов практически не проворачивались: сплошной дым шел от горящих сальников. Приходится подвсплывать и регулировать зазоры. Опять ныряем - и снова дым, а хода нет! Погружаться же можно только на скорости: если глубоководным давлением вырвет какой-либо клапан с дефектом, только на ходу у лодки есть шанс не остаться на морском дне. Короче, пока возились на ходу с регулировкой сальников, глубоководная впадина закончилась, дальше шло мелководье.
Пришлось развернуться и продолжать движение вдоль впадины в обратном направлении. Буя над лодкой нет, так что уверенности, что наш разворот замечен силами Чикера, тоже никакой. Оставалось полагаться на морскую выучку и сообразительность командиров спасательных судов: они должны понять, что из глубоководной щели мы не выйдем и, значит, в какой-то момент должны будем развернуться.
Все-таки акустики не зря получают зарплату. Через некоторое время начальник радиотехнической службы лодки Михаил Лодяков докладывает:
- Товарищ командир, предполагаю, что корабли повернули и следуют за нами.
Мне, конечно, приятно было такое обращение, но тогда я был молодым и скромным:
- Ты, давай, прекрати это. Называй:товарищ старпом.
Лодяков пожал плечами и даже покраснел от смущения. Сидевший в центральном посту комдив Сорокин сделал вид, что не слышал. И только Владимир Никифорович Иванов решил исправить положение:
- А что? Раз обязанности командира испоняет Жильцов, так почему не называть его командиром? Он, может, им и станет.
И добавил с невинным видом, намекая на мое недавнее хулиганство:
- Если не сгорит на пустяках.
Наконц, долгожданный доклад:
- Центральный! Можно погружаться!
Осторожно, нодумая и о том, что времени лишнего не остается нисколько, идем на глубину. На 150м у нас лопнуло зеркало, украшающее переборку кают-компании. Все двери в каютах и рубках открыты - лодку на глубине обжимает так, что их часто заклинивает. В отсеках установлены специальные индикаторы, замеряющие величину схождения корпуса, чтобы в случае необходимости при проектировании усилить толщину прочного корпуса. Ведь на глубине 300м на каждый квадратный метр выдерживает давление около 300т, а вся лодка - миллионы тонн. Все мы почувствовали каждой клеточкой своего тела, что лодку взяла в стальные клещи вода.
Из носового отсека докладывают:(Глубина предельная.) Они правы: при дифференте на нос они первые выходят на заданную глубину. А тут из кормового отсека запрос:(Нельзя ли побить рекорд для "комсомольской копилки*"? Хотя бы на десять метров?)
На такой глубине 5-10м могут быть и погрешностью стрелки глубиномера. К тому же, прибавить к уже существующему давлению водяного столба лишний килограмм тоже не страшно. Конечно, не дай бог, что-либо потечет, все потом отнесут за счет лихачества командира! Но и самому хочется сделать чуть лучше, чем предусматривалось. И погружение продолжается. Лодка еще тяжелеет от обжатия корпуса. Штурман докладывает тревожно, что под килем остается все меньше и меньше воды. Прибавляю ход и приказываю боцману всплыть с большим дифферентом. Естественно, корма лодки при этом опускается.
В переговорнике снова голос:
- Центральный, хватит! Есть (комсомольская копилка)! В корме замечаний нет! Наш комсорг уверен, что специально для него и его доклада в полиотдел лодка с нарушением требований спецификаций на 10м превысила превысила предельную глубину погружения. Победителей не судят. Этому старинному правилу последовал и инженер-контр-адмирал Чикер, пославшим нам по всплытии следующий семафор:(Поздравляю с успешным выполнением ответственного задания. Желаю успехов в дальнейшем плавании.)
Теперь нам предстояло двое суток нестись по намеченному треугольнику самым полным ходом, постоянно замеряя все необходимые параметры. Каких только замеров и анализов не предусмотрено комиссией!
И вот уже много часов мы несемся вперед, не ощущая наши четыре тысячи тонн водоизмещения. Делений на шкалах приборов давно уже не хватает - стрелки (ушли в молоко). Значит, мы развили скорость, превышающую 25 узлов, хотя реактор работал лишь на 70-75% своей мощности. На самой полной мощности мы достигли бы 30 узлов. Владимир Николаевич Перегудов говорил нам о возможности достижения такой скорости, и только личная скромность не позволила ему внести ее в спецификации. Теперь мы знали, что наша лодка - самый быстрый в мире корабль, включая надводные (данные об американских лодках нам были известны: скорость до 20 узлов). Только плавать на такой скорости было более чем опасно: акустика не работала, и мы неслись вперед вслепую.
Вызывал тревогу постоянный рост уровня радиации. Методом исключения мы находили текущий парогенератор, но на это требовалось не только время. Нужна была еще и выдержка личного состава: все знают, что газовая и аэрозольная активность постоянно повышается. Воздух в отсеках мы перемешивали, но все подводники уже получили по сто доз. Всплыть для вентиляции в атмосферу, значит нарушить программу испытаний.
Среди подводников раздавались, конечно, голоса:(Какого черта нам плавать при такой высокой активности? Пусть промышленность с наукой сначала приведут лодку в порядок, а потом мы уже будем на ней плавать!) Однако звучали такие голоса нечасто. Создатели лодки, инженеры завода и большинство членов экипажа были убеждены, что лишь во время испытаний можно вскрыть все конструктивные недостатки и дефекты изготовления. И поэтому все мирились с плаванием в условиях повышенной радиации.
Теперь, по прошествии тридцати лет, анализируя сбытия той поры, я все же остаюсь при своем убеждении: жертвы эти были оправданы. По сравнению с облучением на действующем стенде, где многим приходилось затирать активную воду на крышке реактора тряпкой, здешние дозы были щадящими. Во всяком случае, по завершению испытаний ни одного человека не пришлось направлять в Институт биофизики для пересадки костного мозга, как это случалось на стенде. Во время традиционных встреч с бывшими солуживцами убеждался, что они живут и здравствуют, нарожали детей, теперь воспитывают внуков. По моим ведениям, покинули этот мир: Борис Петрович Акулов умер от сердечного приступа, еще один из наших офицеров утонул во время купания, а Ю.Горбенко, А.Гурьянов и А.Крючков скончались от рака.
Последнее испытание, уже никак не запланированное программой, ожидало при возвращении на базу. Гидрографическая служба сняла плавучие средства ограждения навигационных опасностей, и определять местонахождение можно было только по береговым орентирам. А видимости нет - туман.
- Товарищ командир, слышу работу берегового локатора, - докладывает штурман Евгений Золотарев.
- Можно войти в базу по данным локации.
Так мы и решаем действовать:руководствоваться только данными радиолокации при отсутствии видимости. А входить в базу нужно по узкому каналу, прорытому земснарядами на многокилометровом участке.
Идут доклады:(Правее 10 метров! Левее 20 метров!) Слышим лай собаки на берегу. Выпускаем сигнальную ракету, с берега нам ракетой же отвечает пост связи и наблюдения. А затем из тумана прямо перед самой лодкой материализовался заводской буксир.
Теперь новая проблема. Как уже говорилось, никаких швартовых устройств конструкторы на лодке не предусмотрели, и лишь по нашему с Акуловым настоянию через ее хвост был пропущен стальной тросик в виде петли. Вот через него-то и приходилось кому-либо из расторопных рулевых(а чаще всего боцману) пропускать тяжелый смерзшийся буксирный конец и потом цеплять его за гак.
И поскольку в моей памяти с молодых лет запечатлелась трагическая картина, как одному из старшин тросом отрезало ногу, от сердца у меня отлегло, только когда командир кормовой швартовой команды доложил:
- Кормовой буксир заведен!
Встречала нас на пирсе целая делегация - так был важен для всех этот выход в море. Ну, а мы с облегчением узнали, что командир успешно прооперирован, и совсем скоро вернется на лодку.

* В те времена всюду царил план, который стремились перевыполнить, не думая особенно оцелесообразности. Более того, чем политизированней был предлог для перевыполнения плана, тем это считалось лучше для коллектива. Поскольку экипаж нашей лодки состоял преимущественно из молодежи, кто-то из политработников изобрел (комсомольскую копилку). Все, что из трудового энтузиазма делалось сверх плана комсомольцами, заносилось туда. И потом уже шли соответствующие отчеты в вышестоящие идеологические организации, которые поощряли такие, иногда опасные, перевыпонения намного охотнее, чем просто добросовестный труд.